пятница, 17 июня 2011 г.

Камбоджийский храм и гигантские деревья

 
Трудно передать впечатления от посещения таких грандиозных мест, как камбоджийский комплекс храмов, и каждый уважающий себя путешественник должен посетить эту страну и уделить как минимум пару дней на осмотр объектов мирового наследия. Особняком здесь находится храм Та Пром (Ta Prohm), где огромные деревья, напоминающие вековые секвойи или дубы, сливаются со стенами и башнями и обнимают камни гигантскими корнями. Основная особенность — присутствие растительности на территории, как будто храм не полностью отвоевали у джунглей. Тут и там произрастают массивные деревья, сливаясь со стенами и башнями, обнимая камни гигантскими ветвями и корнями:clip_image001
clip_image002
Камбоджа — очень простая и понятная для самостоятельных путешествий страна, на раз комбинируется с любым азиатским соседом того региона, виза по прилету, бюджет на любой вкус. Настоящий музей под открытым небом. За несколько сотен лет храм во много утратил свои первоначальные черты и даже после облагораживания выглядит подразрущенным. В отличии от многих храмов с пирамидальной формацией Та Пром лежит в одной плоскости и напоминает лабиринт, подняться можно только на невысокую башенку, а так приходится ходить по дорожкам и крутить головой:
clip_image003
Эти примечательные деревья, возвышающиеся над стенами и выразительно оплетающие их корнями, называются Тетрамелес голоцветковый . Огромные деревья с массивным основанием, напоминают вековые секвойи или дубы:
clip_image004
Корни и храмовая стена слились и образовали единое целое. Дерево буквально вросло в каменную кладку и если попытаться спилить его, то уже сама каменная конструкция не выдержит и распадется на блоки. Природа берет верх надо человеком и без постоянной поддержки храм будет все большое утрачивать первоначальный облик:
clip_image005
Стены и башни храмов постоянно подшаманивают, укрепляют, приводят более благопристойный вид. Надо же поддерживать в хорошем состоянии достопримечательности, привлекающие более 2 млн. туристов в год:
clip_image006
Внутренние дворики особенно привлекательны. Когда вокруг нет туристов, происходит полное единение с природой. Можно порассматривать барельефы, позаглядывать в ниши, послушать шум деревьев, присев в теньке под массивным стволом:
clip_image007
Все стены храмов как одна большая книга расписаны информацией в графическом представлении, гиды рассказывают много тонкостей и особенностей этих барельефов. Почти везде обыгрывается образы вечно юных и не по азиатски полногрудых девушек апсар. Кто желает посмотреть на материализованных апсар местного разлива, то можно сходить на танцевальное шоу в одном из местных отелей:
clip_image008
Помимо доминирующего серого цвета, временам можно наблюдать игру красок, которую не сразу поймешь, то ли это остатки декорации с древнейших времен, то ли подкрашивают современные ваятели. Яркости в палитру добавляют локальные колонии зеленого мха и красноватые оттенки в местах, где использовались блоки из песчаника:
clip_image009
Помимо Тетрамелеса, вековые стены храма покрывают многочисленные фикусы , причем от основного взрослого ствола дерева отходит десятки воздушных корней, которые устремляются вниз, оплетая все на своем пути и, достигнув земли, укореняются, подпитывая растение и давая ему силы расти все больше ввысь и вширь. Фикусы с такой выраженной формой вегетативного размножения называют Баньяны. Самые колоритные пейзажи можно наблюдать, когда Баньян обвивает арку или статую, скрывая часть барельефа:
clip_image010
Небольшой деревянный мостик, проложенный сквозь стену и проходящий под основанием дерева, позволяет увидеть, как стволы Тетрамелеса год за годом пробивают себе путь к земле, раздвигая блоки и причудливо извиваясь вдоль стыков камней:
clip_image011
Многие блоки пронумерованы, один мой друг рассказал мне, что в середине двадцатого века была проведена большая работа по реставрации и сохранению храмов. Ученые из многих стран, в большей степени из Франции и Японии, разбирали храмы по блокам, нумеровали их, делали схемы и потом собирали снова, как конструктор лего по инструкции. Звучит странновато, т.к. не могли же они разобрать башню в которую вросло дерево, но, тем не менее, номера присутствуют:
clip_image012
Толстые корни оплетают стену подобно щупальцам осьминога. Ради этих видов туристы стремятся посетить Та Пром, хотя по сравнению с Ангкор Ваттом народу значительно меньше, ранним утром или после обеда можно побродить совсем в одиночестве:
clip_image013
clip_image014
clip_image015
clip_image016
clip_image017
clip_image018
clip_image019
clip_image020
clip_image021

Комментариев нет:

Отправить комментарий